Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество26 апреля 2024 4:00

«Народные истории» строителей БАМа: Первым делом железная дорога, а свадьба подождет!

Рассказываем интересные истории строителей железнодорожной магистрали
Станция Куанда. 01.10.1984г. Монтёр пути из бригады А. Бондаря Ярослав Огородничук. Фото: архив музея БАМа

Станция Куанда. 01.10.1984г. Монтёр пути из бригады А. Бондаря Ярослав Огородничук. Фото: архив музея БАМа

50 лет назад энтузиасты со всей страны рванули в Сибирь, строить БАМ! Ехали за романтикой и мечтой, жили в тайге, в строительных вагончиках, быстро возведенных общежитиях, сражались с полчищами комаров, находили любовь, женились, рожали детей. К юбилею Байкало-Амурской магистрали мы собрали истории простых людей со всей страны, которые были причастны к этому подвигу.

В России весь народ – Ильи Муромцы

Виктор Напреенко из Кемеровской области и его будущая жена Зоя познакомились на родине девушки, в Сухуми (там жили родственники мужчины). Обменялись адресами, стали переписываться, когда Виктор вернулся домой, в город Юрга. Собирались встретиться еще раз, но объявили о строительстве БАМа. И молодой человек уехал туда. Постоянно переезжал, отправлялся в долгие экспедиции в тайгу и в горы. Но, когда возвращался в общежитие или строительный вагончик, получал письма от своей Зои и писал ей в ответ. И что «...сегодня багульник зацвел», и что, было, чуть не погиб в пурге в горах… Об исторической стыковке (восточной и западной частей БАМа, осенью 1984-го), что прошла близ станции Куанда. О тех временах Виктор вспоминает:

Зая и Виктор в молодости, когда начали писать друг другу

Зая и Виктор в молодости, когда начали писать друг другу

Фото: Личный архив

- И такое воодушевление было у всех! Мне казалось, будто крылья и я метра на три взлетел и летаю... А сколько было звездных гостей! С актером из «Вечного зова» подружился. С Анне Вески вместе пел...

Зоя жила с отцом и братьями – сорваться к любимому было невозможно, Кавказ, строгое воспитание. И все эти годы ждала.

В письмах Виктора, ставших длинными-длинными, было о красоте гор и покорении их «бамовцами». Случаи о себе, иногда… Как провалился под лед, и, еле выбравшись, пробежал 12 км до стойбища, одежда от мороза ломалась…

- И уж давно закончилась стройка века, но я не мог расстаться с БАМом. И вот, в 1990-м году, достроив в Куанде (поселок, выросший около железной дороги в Забайкальской области – прим.ред.) дом, сказал: время пришло для семьи. И написал Зое: «Приезжай на БАМ, увидишь, как тут хорошо». Ответила: «Приеду!». Добиралась она больше недели... Тайга горела, я со всеми тушил ее. И только до дома добрался, и собаки залаяли. Выхожу. Зоя!

Виктор и Зоя с детьми и внуком Давидом (на коленях у дедушки)

Виктор и Зоя с детьми и внуком Давидом (на коленях у дедушки)

Свадьбу играли на следующий день, а потом через два месяца – в Абхазии, по местным обычаям. Но поселились в Юрге, в Кемеровской области. Родили четырех детей, взяли на воспитание четырех сирот. А еще Виктор в родном городе построил часовню Ильи Муромца.

- Я в первый отпуск на БАМе поехал в Киево-Печерскую лавру и там увидел десницу Ильи Муромца. Меня это очень вдохновило. И только годы спустя понял, почему. У Муромца был его подвиг в его времена для России. У наших дедов был подвиг – Великая Отечественная, целина... У «бамовцев» - БАМ. У бойцов СВО – подвиг сейчас. В России весь народ – Ильи Муромцы..

Уеду отсюда только по БАМУ!

В 1974 году Валерия Криворотова из Хабаровска призвали в железнодорожные войска и сразу отправили на передовую: строить Байкало-Амурскую магистраль. 1 сентября жители амурского села Февральск вели детей в школу и в этот день в село вошел 98-й отдельный путевой батальон. Установил палаточный городок, разместил военную технику, первые три роты отправились в тайгу с пилами и топорами.

Бригады, которые уходили в лес на валку деревьев, силу дальневосточного мороза прочувствовали сразу. Древесный сок превращался в лед, ствол становился тверже камня. Несколько ударов топором - инструмент приходил в негодность: лезвие нужно было точить заново. То же самое происходило с цепями бензопил. Спасла положение солдатская смекалка. Бойцы снимали с бензопилы цепь, надевали на привод небольшой круглый наждачный камень и затачивали топоры прямо в лесу.

Виктор на БАМе (крайний слева) с друзьями Валерием и Генадием

Виктор на БАМе (крайний слева) с друзьями Валерием и Генадием

Лейтенанту, как специалисту по электрификации, поручали тянуть линии электропередач на самых ответственных участках. Однако с началом работ выяснилось, что никто из его подчиненных не имел такого опыта. Тянуть провода на высоте солдаты не умели, а забираться по опорам мог только один.

- Делать нечего, взялся их учить. По вечерам приходил в палатку, прикручивал к дужке кровати изолятор и показывал, как крепить к нему провод. Когда они будут наверху опоры, я ведь уже не смогу им ничего показать. Бойцы тренировались, пока у них не стало получаться. Зато, когда вышли на линию, я один раз отработал на практике весь цикл, и дальше солдаты трудились самостоятельно.

Зимой в тайге до 60 градусов мороза

Зимой в тайге до 60 градусов мороза

Здесь же на БАМе познакомился Валерий с будущей женой Людмилой. Потанцевали, поговорили, стали встречаться и через месяц поженились. В Февральске, где уже появились дороги и электричество, родились и их дети.

- Когда я приехал сюда служить, то дал себе слово: с БАМа уеду только по БАМу. Но получилось не так, как я рассчитывал. Мы закончили стройку, переехали с семьей в Тынду (это Амурская область, тоже город около магистрали), я работал на железной дороге. И уже на пенсии мы с женой вернулись в Хабаровск. А дети остались в Тынде: и дочь, и оба сына работают в РЖД.

Место жительства: вагончик около магазина

Родители Сергея Таскина уехали на БАМ за год до его рождения. С малышом жили в утепленном вагончике.

- В моей детской карте так и написано: «Место жительства - вагончик около магазина».

На БАМ ехали молодые люди, многие встречали именно там своих половинок. Только в Тынде в год регистрировали около 500-600 браков. Отмечали свадьбы по-своему: гуляли по шпалам, ездили в ЗАГС на самосвале с шариками. За первые три года стройки на БАМе родилось больше 21 тысячи детей. Уже через пару лет для них начали строить детсады, школы.

«Запорожец» Яков Любченко, 1985 - 1995 год, Иркутская обл., Усть-Кутский р-н, пос. Якурим, из архива Якова Любченко.

«Запорожец» Яков Любченко, 1985 - 1995 год, Иркутская обл., Усть-Кутский р-н, пос. Якурим, из архива Якова Любченко.

Образы беззаботных бамовских детишек сохранил Яков Любченко. Он работал кабельщиком-спайщиком, занимался монтажом кабелей вдоль железной дороги. А параллельно увлекался фотографией.

- Одну из серий снимков «Дети строителей БАМа» Яков сделал в середине 80-х в небольшом поселке Иркутской области. Ценность снимков еще в том, что в то время фотографов было очень мало. Аналоговые фото создавались палаточных времянках в ванной, работа кропотливо велась по нескольку часов с пленкой, химией, фотобумагой. Работы уникальны для нашего времени, как история, - рассказал коллега фотографа, руководитель фотоклуба «Чайка» Андрей Устинович.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Евтушенко читал в общежитии стихи для строителей

«И с бамовских грозно скрежещущих просек, с этих камней и пней я вижу эпоху, которая даже не просит – требует слова о ней».

Это поэма «Просека», автор – Евгений Евтушенко.

Строители БАМа знали ее наизусть! Ни одну советскую стройку не рекламировали так сильно, как БАМ. Что там происходит? Новости «с передовой» БАМа не сходили со страниц газет. Евгений Евтушенко сам был родом из Сибири, из Иркутской области. И на малую родину довелось приезжать не только в гости. На стройку постоянно наведывались художники, артисты эстрады и цирка. Однажды доехал даже американский певец Дин Рид, давал концерты под открытым небом. Что уж говорить о советских звездах эстрады и творческой элите.

Евтушенко впервые приехал на БАМ летом 1975 года. Что искал? Трудовые подвиги! Жил, кстати, в одном общежитии со строителями, с мостовиками. Их работой дивился, ласково называя мастеров «верхолазы-циркачи!». А они не воспринимали его как заезжего гостя. Особенно ждали вечеров, когда после смены Евгений Евтушенко читал им стихи.

Еще перед комсомольцами-строителями выступали также Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова. Эти строки из песни Пахмутовой и Добронравова - «Старый мотив железных дорог, вечная молодость рельсовых строк… Кажется, будто вся жизнь впереди — не ошибись, выбирая пути!» - тоже о БАМе.