Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество25 ноября 2005 22:00

«Сымон-музыка» отказался от революции

Самая громкая премьера сезона прошла в Купаловском
Источник:kp.ru

Самая громкая премьера сезона прошла в Купаловском

В громкие и самые яркие новый спектакль Купаловского театра записали еще тогда, когда точно не была известна дата премьеры. И дело даже не в поэме белорусского классика Якуба Коласа, который ни разу (!) не ставился на главной драматической сцене страны. Зрительский успех и повышенное внимание всей столичной театральной тусовки «Сымону» обеспечило единственное имя на афише - режиссера-постановщика Николая Пинигина.

Правда, мало кто представлял, как можно «приручить» к сцене самый хрестоматийный текст белорусской литературы. Но после постановки «Тутэйшых» и особенно «Идиллии» по наивной и простенькой пьеске Дунина-Марцинкевича в способностях Пинигина подарить публике современное и захватывающее действо никто не сомневался.

Кстати, билеты на ближайшие спектакли «Сымон-музыка» были раскуплены еще до премьеры. На главную роль режиссер назначил молодого купаловца Александра Молчанова. Роль такого масштаба (Молчанов за весь трехчасовой спектакль не оставляет сцену ни на мгновение) - подарок для любого артиста. Молчанов справился с ней блестяще, как и Анна Хитрик, играющая возлюбленную Сымона Ганну. Хитрик в последние несколько сезонов - самая востребованная молодая актриса Купаловского. Столько главных ролей не сыграла ни одна ее ровесница - от «Ивонны», «Альпийской баллады» до «Дзікага палявання караля Стаха”.

Самого “Сымона-музыку” будут обсуждать еще долго. Ведь спектакль полон всевозможных находок и фишек, неоднозначно воспринятых публикой. Одно «самоиграющее» пианино чего стоит. А Сымон, который слушая Шопена, от восторга взмывает над землей, ухватившись за люстру в панском замке! Естественно, в спектакле очень много музыки, написал ее белорусский композитор Андрей Зубрич, несколько лет проживший за границей. Режиссер нашел ход, как заставить звучать скрипку в руках Сымона так, чтобы зрители поверили, что ее звуки зачаровывают слушающих. Освоить сложнейший инструмент в такой короткий срок вряд ли кому по силам, хотя Александр Молчанов неплохо владеет кларнетом. Но в «Сымоне-музыке» у него есть дублер - скрипач оркестра Купаловского театра Геннадий Вишняков. Пинигин решил не скрывать его в кулисах, а вывел на сцену.

Сомнений нет в одном - школы наверняка попытаются устраивать коллективные просмотры спектакля старшеклассниками. Ведь «Сымон-музыка» все еще в школьной программе по белорусской литературе. Только учительницам надо учитывать, что в Купаловском театре хрестоматийный сюжет значительно изменен. Во всяком случае, ничего от «революционной ситуации» в сценической версии поэмы не осталось. Только поэзия, судьба творца и настоящий белорусский язык…

ПРЕМЬЕРА

Любовь… Приключения… Париж…

Именно так обозначен жанр первой премьеры этого сезона в Русском театре. Французскую пьесу «Ниночка» Борис Луценко ставил с благословения посольства Франции в Беларуси, на премьере присутствовал сам посол господин Шмелевский. Так что можно надеяться, что проблем с авторскими правами у театра не будет. А то две главные премьеры прошлого сезона «Оперу нищих» и «Земляничную поляну» театр был вынужден снять с афиши.

«Ниночка» поставлена по пьесе Мельхиора Ланжьеля, по которой в первой половине прошлого века был поставлен фильм с Гретой Гарбо. В белорусской версии «Ниночка» поставлена на Анну Маланкину.

Сюжет пьесы прелюбопытен. Начало двадцатого века. Трое красных эмиссаров приезжают в Париж, чтобы продать национализированные Советской властью ценности. Но Париж есть Париж, перед его соблазнами устоять невозможно. Поэтому из Москвы «выручать» загулявших агентов приезжает несгибаемая коммунистка Ниночка, чтобы попасть в плен… своей самой большой любви. Любовь, как это обычно бывает в Русском театре, доверена Сергею Чекересу.

Вряд ли кто из современных театралов видел французскую киноленту с гениальной Габро, а увидеть Париж и влюбиться в него, не уезжая из Минска, теперь есть у них благодаря очередной театральной премьере.

АНДЕГРАУНД

Белорусы между психозом и самоидентификацией

До недавнего времени театрального андеграунда в Минске практически не было. Восполнить этот пробел пару лет назад решил самый неформальный и неформатный человек в нашем театре Андрей Курейчик. В начале года и при его поддержке появился спектакль «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн, молодой женщины, страдавшей маниакально-депрессивным психозом и описавшей свои чувства и переживания в пьесе. Несчастная покончила с собой за несколько часов до европейской премьеры.

В Минске ее «Психоз» поставил режиссер Владимир Щербань с группой сочувствующих его идее актеров. Играли его раз в Академии искусств, затем еще несколько раз в одном из столичных клубов. Каждый показ был окутан тайной и преподносился как подпольный. Кстати, на один такой показ был приглашен и Том Стоппард. Судя по его статье в «Гардиан», великий драматург весьма благосклонно оценил творческие потуги белорусов.

Вдохновленный высокими оценками режиссер Щербань со товарищи не остановился на достигнутом. Осенью появилась очередная постановка - столь же неформальная, а значит и подпольная по определению. «Мы. Самоидентификация» поставлен по трем небольшим пьесам финалистов конкурса «Свободный театр», проводимый Николаем Халезиным и Андреем Курейчиком. Главная фишка очередной премьеры - одновременно и главная причина, по которой она никогда не получит официального признания, и главная приманка для самого широкого зрителя, который раскупил бы на него билеты. Все три сюжета объединяет текст, который самозабвенно произносят актеры и который один из драматургов записал на диктофон на главной стройке страны. Увы, ни одно (!) из произнесенных слов не может быть зафиксированным на бумаге, чтобы иметь шанс попасть в хранилища Национальной библиотеки - но звучащий с импровизированной сцены мат вызывает самый живой отклик в рядах зрителей.

Кстати, недавно «Мы» были на гастролях в Риге, где собрали полный зал в Новом Рижском театре, для которого подобные постановки уже давно не новость.

Хотите попасть на «Психоз» или «Мы»? Порасспрашивайте своих знакомых, может быть, у них есть приятели, близкие к устроителям «Свободного театра». Обычно об очередном показе подпольных спектаклей они оповещают только по слухам.

Материалы полосы подготовила Надежда Белохвостикова. Фото Александра Дмитриева и Владимира Сморовского