Премия Рунета-2020
Красноярск
-1°
Boom metrics
Общество9 августа 2016 5:34

Потерявший руку норильский инженер изобрел «живую» кисть

…и теперь бесплатно собирает уникальные биометрические протезы для тех, кто в этом нуждается
Потерявший руку норильский инженер изобрел «живую» кисть

Потерявший руку норильский инженер изобрел «живую» кисть

- Никогда не забуду, что чувствовал в тот момент. Такое ощущение, что я стою у края пропасти…

Трагический случай, в результате которого молодой инженер из Норильска Максим Ляшко потерял правую руку, случился в 2013 году (рассказывать подробности Максим категорически не хочет, говорит – старается не вспоминать об этом). Он пришел в себя в больнице. Не сразу осознал, что случилось…

- Все увлечения, работа, планы стали вдруг недоступны. И это в 25 лет! Потом пришел в себя, подумал: так что теперь, если лишился одной руки, то нужно отпустить вторую? Со мною такого не будет – мозги-то у меня на месте!

Около двух лет ушло у Максима на то, чтобы просто привыкнуть жить по новому. Поддержала семья, верные друзья. А потом он… засел за чертежи.

Собирая свой первый протез, Максим Ляшко очень волновался

Собирая свой первый протез, Максим Ляшко очень волновался

Зарубежные протезы по космическим ценам

В интернете Максим много читал о «бионических» протезах (такие, которые улавливают нервные импульсы). Но когда смотрел, где и как их можно заказать, у него глаза полезли на лоб: стоимость импортных протезов начиналась от 20 000 долларов. И это только на кисть руки, а у Максима ее нет целиком. Да и денег таких он отродясь не видывал. Где их взять простому инженеру в заполярном городе, да еще однорукому?

Оправившись от первого разочарования, наш герой поискал российские аналоги. И удивился еще больше, когда узнал, что отечественных бионических протезов практически нет. Тогда Максим решил «замахнуться» на сборку механизма сам: ведь по профессии он инженер-микроэлектронщик.

Результат есть, но этого мало

- Я изучил, как работают зарубежные аналоги, - рассказывает Максим. - А потом два года чертил схемы, писал программы, делал 3D-модели, собирал протез прямо у себя дома. Одной левой, да (смеется). Очень волновался. Но у меня получилось! В декабре прошлого года даже опробовал его на добровольце – и ему понравилось.

Детали для своего первого протеза норильский изобретатель отливал на 3D-принтере - он специально заказывал оборудование и пластик за рубежом

Детали для своего первого протеза норильский изобретатель отливал на 3D-принтере - он специально заказывал оборудование и пластик за рубежом

Детали для своего первого протеза норильский изобретатель отливал на 3D-принтере - он специально заказывал оборудование и пластик за рубежом, полгода ждал, пока придет. В Норильске такой диковинки не сыскать, а Максиму нужно было, чтобы принтер стоял у него под боком. Отлитые из пластика детали скреплял шурупами.

Такой протез не заменит живую руку, но с его помощью человек может обслуживать себя сам, готовить пишу, выполнять несложную физическую работу и даже водить машину.

Свое готовое изобретение под названием «Протез кисти руки» Максим Ляшко официально зарегистрировал в октябре 2015 года.

Работает такой протез от импульсов мышц

Работает такой протез от импульсов мышц

Первый результат привел Максима в восторг. Но чем дальше изобретатель занимался своим протезом, тем больше понимал, что недоволен своим творением: и материалы оставляют желать лучшего, и по технической части тормозит. Понятно, что это лишь опытный образец и нечего почивать на лаврах. Ведь в мире есть топовые протезы – они своего владельца, что называется, с полу-импульса понимают. Так что его изобретение еще совершенствовать и совершенствовать. Чем Максим, собственно, сейчас и занимается.

- К примеру, немецкий протез сделан из легкого металлического сплава и он надежней, чем мой из пластика. И двигатель у них работает лучше, чем мой китайский за 20 долларов. Все упирается в деньги. В них всегда все упирается. Ну и помощников, конечно.

Единомышленники нашлись, когда Максим начал рассказывать о своем проекте на просторах интернета и в социальных сетях. Вскоре к нему подтянулись несколько человек – молодые и энергичные парни и девушки. Правда, некоторые не выдержали работы на голом энтузиазме и отсеялись. Сегодня у Максима Ляшко два помощника. С ними он собирается горы свернуть.

- Я на первую разработку ни у кого ничего не просил. И буду развивать свой проект, насколько хватит собственных денег.

Собственные деньги – это пенсия по инвалидности, подработка (к примеру, мелкий ремонт электроники) и благотворительные сборы в Интернете.

Доброволец, который согласился испытать опытный образец, остался очень доволен

Доброволец, который согласился испытать опытный образец, остался очень доволен

«Не могу брать деньги с людей, когда сам через такое прошел»

Проект изначально планировался, как социальный. Протезы Максим делает для нуждающихся бесплатно, но естественно, не может вот так поставить дело «на поток» - себестоимость каждого около 80 000 рублей.

- Но даже эту сумму многие не могут себе позволить, - говорит Максим. - У меня часто спрашивают, почему я не продаю свои протезы? Я же миллионы мог бы зарабатывать на них. А я не могу брать деньги с человека, который прошел через все то, что и я сам. Ампутация, тяжелая психологическая травма, сильные фантомные боли, месяцы, проведенные в больнице. Как правило, после такого люди отчаиваются, они подавлены, потому что потеряли смысл жизни. И тут я: «Давайте деньги, сделаю вам протез»? Нет, я так не могу наживаться на чужом горе. Сейчас ко мне за помощью обратились уже более 50 человек. И среди них есть дети. Вот бы отозвались благотворители…

Ирония судьбы: сам Максим по-прежнему без руки, в его случае протез не поможет. Он подходит для людей со степенью ампутации до локтевого сустава. Но парень говорит, что тем сильнее его желание помогать людям. – Для меня польза в другом, - признается Максим. - У меня теперь есть цель в жизни. Она помогла и с депрессией справиться, и просто… снова начать жить.

КОНКРЕТНО

Как работает протез Максима Ляшко

Принцип такой же, как у «живой» руки: только вместо мышц – маленький электрический двигатель, а вместо сухожилий – металлические тросы. Управляется при помощи электромиографических датчиков, они прикладываются к поверхности кожи в области предплечья и считывают электрические импульсы мышц. Чем больше активных мышц у человека осталось после травмы, тем больше функций протез может осуществить: захватывает предметы, поднимает небольшие тяжести. Стандартных травм не бывает, поэтому и протез нужно подстраивать индивидуально под человека.